В Поленово состоялось открытие выставки «Вся жизнь – театр» 12.09.2017 13:26:14

В Поленово состоялось открытие выставки «Вся жизнь – театр»

В здании Аббатства 2 сентября прошло открытие выставки «Вся жизнь – театр», посвященная внучке художника Василия Дмитриевича Поленова - Елене Анатольевне Поленовой. О ней и о замечательной выставке рассказывает научный сотрудник музея-заповедника Ольга Полякова.
Детство Елены Анатольевны прошло в усадьбе «Борок» на берегу реки Оки. Воспитанная художественной средой, она жила, росла в этой атмосфере, подсознательно впитав глубокие традиции поленовской семьи, восходящие от Василия Дмитриевича – романтика былых времен средневековья с живописными костюмами, с театрализованной красотой рыцарских турниров, выразительной архитектурой замков, башен-донжонов, крепостных стен.
Елена Анатольевна всесторонне одаренный человек - архитектор с пространственным мышлением, глубоко чувствующий театр, понимающий искусство, литературу, особенно склонный к поэзии, автор всех текстов к ежегодным постановкам «домашнего театра», устраиваемого как продолжение театральных традиций В.Д.Поленова.
Театральная деятельность Е.А.Поленовой началась еще в кукольном театре её матери Натальи Васильевны Поленовой в 50-60-х годах и продолжалась в театральных представлениях поленовского театра, в 1972 году оформившихся как «Балаган Курица и Петух» под руководством самой Елены.
Обращение к театру Елены Анатольевны не случайно. Театр – стихия, где реальность преобразуется в условную форму.
Елена Анатольевна давно и плодотворно работает с куклой. На нашей выставке представлены куклы, разнообразные по материалу, тематике, образному стилистическому решению, масштабу выбранного пространства.
В экспозиции находятся пальчиковые куклы, куклы – перчатки, тростевые, «нарукавные», предназначенные для кукольного театра, а также куклы, иллюстрирующие сказки и другие образно-мифологические сцены. Так, относительно небольшие по размеру куклы для рождественского вертепа скупыми художественными средствами передают не только народный характер, но и выполнены в материале, близком художнику – колорите среднерусской полосы России: Дева Мария - пакля, Младенец - еловая шишка, Иосиф - вывороченный мех, баран - неопределенный моток проволоки, лошадь - мочало, пастухи- паломники – проволока с мешковиной и берестой. Между фигурами, достаточно самостоятельными в пространстве, возникает пластическая, динамическая, эмоциональная взаимосвязь.
Кроме того, на выставке имеются куклы, предназначенные для большой сцены или для открытого пространства, такие, как мамонт, верблюд, слоны, в каждом из которых находятся по два человека, руководящие ими. В соответствии со сценарием эти куклы разговаривают, поют, пляшут, катают на себе детей, тем самым значительно расширяя зрелищно-сценическое пространство.
Есть еще одна сфера деятельности Елены Анатольевны – изготовление декоративных фонарей на основе «диорамы» - картины из цветной бумаги с внутренним подсветом. Каждый фонарь имеет четыре или три стороны, на каждой из которых вставлены цветные картинки, где изображены преимущественно сооружения, расположенные в парке усадьбы: четыре фасада Большого дома, или церковь в Бёхово, аббатство, адмиралтейство, флигели, погребица, дом садовника и другие, показанные в различных ситуациях. Имеются также фонари с чисто декоративным рисунком – как отзвук классических средневековых витражей. Фонарям отведено отдельное пространство в экспозиции нашей выставки.
В работе над фонарями для достижения искомого выражения требуется настолько тонкое цветовое соотношение отдельных частей, настолько выразительные сочетания света и тени, что по прошествии времени, сама Елена Анатольевна, порой не может объяснить, как ей удалось этого достичь. Подобное происходит с художником во время большого творческого подъема.
Вся жизнь Елены Анатольевны была посвящена продолжению семейных традиций, театру и хотя ее нет с нами, ее дело продолжает следующее поколение.


Надежда БЕРЕСТОВА



Возврат к списку

Написать в редакцию