Музей В.Д.Поленова приглашает заокчан на выставку 02.12.2021 11:39:00

Музей В.Д.Поленова приглашает заокчан на выставку

С 17 ноября в здании «Фахверкового сарая» начала свою работу выставка, посвященная 180-летию со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова. Она носит название «Абрамцево в судьбе Поленовых».Здания открыты с 11 до 17 часов.

В жизни В.Д.Поленова большое значение имела дружба с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Их объединяла любовь к искусству. В 1899 году Поленов писал Мамонтову: «Мы часто понимали друг друга на поприще искусства, оно нас связывало и на нем главным образом основана наша дружба. Нет человека, который имел бы для меня, в моей художественной деятельности, такое большое значение».

Первое большое знакомство Василия Дмитриевича с Саввой Ивановичем и его супругой Елизаветой Григорьевной состоялось в Риме зимой 1872 года. Оказавшись в Италии в качестве пенсионера Академии художеств, Поленов стал участником «Римского кружка», душой которого был Савва Мамонтов. Вернувшись из пенсионерской командировки, Василий Дмитриевич переселился в Москву. Здесь он вскоре стал членом Товарищества передвижных выставок. Художник часто гостил в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, где было образовано своеобразное творческое содружество, известное в истории русского искусства, как абрамцевский художественный кружок.

Поленов принимал активное участие в творческой жизни этого кружка и поддерживал Савву Ивановича во всех его начинаниях, одним из которых был театр.

На протяжении многих лет на домашней сцене Мамонтовых ставились спектакли. Инициатива первых домашних представлений принадлежала Поленову, устроившему в декабре 1878 года в московском доме Мамонтовых живые картины. От живых картин Василий Дмитриевич и Савва Иванович перешли к театральным постановкам, режиссурой которых самозабвенно увлекся Мамонтов.

Савва Иванович сумел привлечь к театральной деятельности крупные таланты, поднять любительские спектакли до профессионального уровня. Трудно переоценить роль Поленова в развитии домашнего театра Мамонтова. Василий Дмитриевич ярко проявил себя в качестве актера, режиссера, костюмера, гримера, постановщика, композитора. Декорации Поленова оставили заметный след в истории русского театрально -декорационного искусства.

На нашей выставке представлены акварельные эскизы декораций, созданных Василием Дмитриевичем для домашнего театра Мамонтова, а также для частной русской оперы. Они позволяют судить о сущности сценографического искусства художника.

С большим энтузиазмом и вдохновением Поленов с другими участниками кружка отдался постройке Абрамцевской церкви. Василий Дмитриевич предложил проект храма. Взяв за основу план новгородской церкви Спаса на Нередице. Для царских врат художник написал икону Благовещения, несколько образов для иконостаса, а также надвратный образ Спаса Нерукотворного. По рисунку Поленова был исполнен деревянный резной иконостас.

Художник был связан с Абрамцевом не только творческими узами, но и родственными. В 1882 году Василий Дмитриевич женится на Наталье Васильевне Якунчиковой двоюродной сестре Елизаветы Григорьевной Мамонтовой. Их венчание стало первым в недавно освященной Абрамцевской церкви. Свадебным подарком новобрачным стал «Осенний пейзаж. Абрамцево» кисти Ильи Ефимовича Репина. Одно из редких в творчестве Репина пейзажных полотен представлено вниманию зрителей.

В состав экспозиции также вошли пейзажи, созданные Поленовым в Абрамцеве в 89-е годы. Большой интерес вызывает впервые экспонируемый диорамный лист Поленова «Замок Эрильдау», иллюстрирующий стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Желание».

Особое место в представленной экспозиции занимает бюст Василия Поленова работы Саввы Мамонтова.

Вне Абрамцева также трудно представить жизнь и творчество Елены Дмитриевны Поленовой, которая была младшей сестрой Василия Дмитриевича. Не найдется ни одной области входившей в круг интересов Мамонтова и его друзей, в которой художница не приняла бы участие. На выставке представлены живописные и графические работы Елены Дмитриевны, а также предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные по эскизам художницы в Абрамцевской столярно –резчицкой мастерской.

Нынешнюю экспозицию составили произведения из собрания Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова, а также многочисленные архивные фотографии семьи Поленовых конца XIX начала XX века. Выставка вызывает большой интерес. Она продлится до апреля месяца 2022 года.

В здании «Адмиралтейства» экспонируется выставка художницы Елены Клименко. Она представляет графику и батик. Выставка носит название «Пространство волшебства».

Елена член Творческого союза художников России.

Она училась на живописном отделении Тульского художественного колледжа искусств имени А.С.Даргомыжского. В 2004 году Елена открыла для себя искусство горячего батика.

Для художницы творчество –это волшебство, творение чуда, способность видеть мир через призму прекрасного, создавать сказку из обыденного.

На выставке представлены работы в технике батик, графика, роспись текстильных изделий, созданные в период с 2011-2021 годов. Выставка продлится до середины декабря.

В Городе мастеров с 20 ноября по 16 декабря начнет работу выставка «Простые сюжеты» Тульского художника Анатолия Самарина.

Он родился в 1960 году в поселке Платавский Плавского района Тульской области. Закончил художественно-графический факультет Курского Государственного педагогического института. Выпускник мастерской народного художника РФ В.И.Ерофеева. Анатолий член творческого объединения «Этюд», активный участник всероссийских, региональных, городских выставок.

Он награжден грамотами, дипломами за развитие изобразительного искусства. В настоящее время живет и работает в городе Москве.



Возврат к списку

Написать в редакцию