Главное
Культурно-просветительский проект «Военная лира» признан лучшим во Всероссийском конкурсе библиотечных проектов «Великая война – Великая Победа. Библиотека как место памяти»
Оксана Миронова: Тем, кто стоит на нашей защите, важно помогать
В Ненашевском доме культуры умельцы освоили новую технику создания сувениров
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Регион
    • Наш район
    • ЖКХ
    • Общество
    • Происшествия
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Заговорить вовремя. Логопеды Детского сада N3 рассказали о тонкостях своей работы

Заговорить вовремя. Логопеды Детского сада N3 рассказали о тонкостях своей работы

  • 14.11.2025 11:20
Заговорить вовремя. Логопеды Детского сада N3 рассказали о тонкостях своей работы
Фото: "Заокский вестник"

В преддверии Международного дня логопеда мы заглянули туда, где буквально «включают» речь, – в Детский сад №3, на базе которого уже второй год работает единственный в районе логопедический пункт.

Здесь есть все необходимое для продуктивной работы: альбомы для обследований, карточки, зеркала, мячи, доска Бильгоу для баланса и нейрогимнастики, многочисленные игры и даже интерактивная панель. Однако главное – люди и их внимание, терпение и вера в успех каждого ребёнка. Три специалиста, к которым родители приходят не только за постановкой звуков, но и за пониманием, как устроено развитие речи и почему время – решающий фактор. С Екатериной Геннадьевной Берлёвой, Анастасией Александровной Демидовой и Ириной Борисовной Зайц мы говорили о профессии, детях, мифах и красивой правильной речи.

Путь в профессию

Каждая из наших собеседниц пришла к логопедии по-своему – и это уже многое объясняет в том, как они работают с детьми и семьями.

«Я учитель-логопед, работаю второй год именно в этой роли, – рассказывает Екатерина Берлёва. – Получила образование, потому что увидела потребность – детей с речевыми трудностями много, а двух логопедических групп в нашем саду не хватает. Хотелось восполнить дефицит».

Анастасия Демидова – в профессии семь лет и признаётся, что пришла в нее сознательно. «Люблю детей и особенно люблю исправлять речь – видеть, как слова становятся чёткими, а ребёнок – уверенным», – признается Анастасия.

Ирина Зайц – логопед с 12-летним стажем. «После института пять лет работала по профессии, потом на время ушла, но вернулась, здесь я нужнее. Сейчас уже седьмой год снова в деле. Хочется отдать долг детям», – говорит она с теплотой в голосе.

Логопункт и логогруппы

В саду №3 – две логопедические группы и логопункт. Разница не только в названии.

На логопункте, которым занимается Екатерина Берлёва, упор на индивидуальную коррекцию. Здесь отрабатывается постановка и автоматизация звуков, звуковой анализ, подготовка к чтению и письму, подтягивание грамматики и словаря.

«У меня, как правило, детки с менее сложной структурой нарушений. Задача – выровнять звукопроизношение, научить слышать и различать звуки, укрепить мышцы артикуляционного аппарата», – поясняет она.

Логопедические группы у Анастасии Демидовой и Ирины Зайц – это уже «полный цикл» коррекции, здесь и пересказы, и развитие мелкой моторики, и упражнения на внимание и память. «Работаем со старшими и подготовительными группами, охватываем все компоненты речи», – говорят специалисты.

Логопункт рассчитан на 25 детей в год. Приоритет – подготовительные группы 5–7 лет, так как этим детям скоро в школу. «Бывает, беру и малышей 3–4 лет – если случай сложный», – уточняет Екатерина Берлёва. Формат – индивидуальные встречи дважды в неделю по 20 минут. При такой наполняемости это физический максимум. Отсюда ключевой вывод: методические рекомендации – не просто системная домашняя работа, а обязательная часть терапии. «Когда родители делают задания – прогресс виден сразу. Когда нет – процесс существенно растягивается», – говорит Екатерина.

Логопед обследует ребёнка по альбомам и заносит данные в речевую карту, оценивает звукопроизношение, словарь, грамматику, связную речь, фонематический слух. Инструменты – классика и «нейро». У всех трёх специалистов есть доска Бильгоу, полезная для отработки для баланса и координации, а значит и для речи.

«Когда поставленные цели достигнуты, звуки – не только «встали», но и автоматизировались в речи, когда по речевой карте видно, что проблемные зоны закрыты, – тогда спокойно отпускаем ребёнка», – объясняет Екатерина Берлёва. – Это путь, у каждого он свой по длине, и зависит он в том числе от участия семьи.

Радости и трудности профессии

«Особое удовлетворение – когда учителя начальных классов охотно берут наших выпускников, когда дети действительно готовы к школе», – улыбается Ирина Зайц. Но тут же добавляет: «К нам дети приходят только с пяти лет – это, конечно, поздновато. Если бы начинать с трёх лет, результаты были бы заметно лучше».

Есть ещё одна непростая тема – взаимодействие с родителями. «Самое сложное – убедить, что помощь нужна, иногда и медицинская. Все дети перед логогруппой должны пройти обследования: ЛОР, окулист, проверка слуха и зрения. Бывает, что ребёнок вроде хорошо слышит, но не различает отдельные звуки – без диагностики это легко пропустить», – подчёркивает Анастасия Демидова.

Тревожные звоночки

Специалисты формулируют ясные ориентиры.

– В 2 года у ребёнка должна появиться фразовая речь из двух слов. Пусть звуки ещё «смазаны» – это возрастная норма, но речь должна быть.

– В 4–5 лет в норме появляются свистящие и шипящие. Их нет – идём к логопеду.

– К 7 годам звукопроизношение должно быть полностью правильным, иначе велик риск ошибок в письме и трудностей в чтении.

Дополнительные поводы для консультации – слабая мелкая или крупная моторика, особенности артикуляционного аппарата, осложнённые роды, асфиксия. «Это – маркеры, с которыми нужно идти к хорошему неврологу», – в один голос говорят логопеды.

Гаджеты и почему это мешает говорить

«Это бич нашего времени, – не скрывает эмоций Ирина Зайц. – Детям дают телефоны буквально с рождения. Желания говорить нет, всё «одним движением». Из жизни детей исчезают сказки, в результате чего страдает фантазия. Нынешние шестилетки даже не знают «Репку». Мы не исключим гаджеты совсем, но время нужно ограничивать».

Екатерина Берлёва говорит, что для детей даны четкие рекомендации по экранному времени. Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям до 5 лет тратить один час в день или меньше за цифровыми устройствами, а детям до 1 года экранное время не рекомендовано. «Но главное – живое общение. Читать, обсуждать, играть вместе. С телефоном тихо и удобно – но развитие речи там не живёт».

Двуязычие и как с ним работать

В семьях, где дома говорят на другом языке, многое зависит от планов. «Мы сначала уточняем, надолго ли семья в России и где ребёнок пойдёт в школу. Если остаются и планируют русскую школу – постоянное общение дома на нерусском языке недопустимо, так как русская речь не успевает сформироваться. Положительные примеры полного погружения есть, но это, к сожалению, скорее исключение», – делится Анастасия Демидова.

Как готовят детей к школе

Перед школой специалисты оценивают звукопроизношение и его автоматизацию, умение проводить звуковой анализ («какой первый звук», «сколько слогов»), связную речь, пересказ и составление рассказа, грамматический строй, словарь, и другие навыки – как ребёнок держит карандаш, насколько координированы движения руки.

Если часть звуков ещё не автоматизирована, «оставлять на второй год» в саду никто не будет. Решение – продолжать занятия у школьного логопеда и дома, по индивидуальной программе.

Работа строится на разных уровнях. Есть фронтальные занятия по лексическим темам. «Допустим, «Птицы»: рисуем, раскрашиваем, машем «крылышками», прыгаем как цыплята, говорим о перелётных видах, описываем «чей хвост, чья голова», пересказываем текст. Это полное тематическое погружение», – объясняет Ирина Зайц.

В подгруппах автоматизируют и дифференцируют звуки: ищут слова на нужный звук, выкладывают схемы слогов, тренируют различение, например Л/Р. На индивидуальных занятиях – артикуляционная гимнастика, дыхание и «сильная воздушная струя», нейрогимнастика, массаж, развитие мелкой моторики, фонематическое и слуховое восприятие.

Современная опора – «нейро»: «Дети сегодня мало двигаются, страдает и мелкая, и крупная моторика. Поэтому работаем в движении: «сделай так, прыгни так, скажи вот так»; через пальцы, через тело. Логоритмику вводим как часть занятия», – говорит Анастасия Демидова.

Истории, которые оставляют след

Логопедия – это про маленькие победы и большие расстояния. «Пришёл в группу умный, но неречевой пятилетний мальчик – всё показывал, всё понимал, но не говорил. Родители включились полностью: занятия, врачи, лечение, спорт. Через два года – первый читает стих, лидер на занятиях, стал самым разговорчивым. Я шутя спрашивала: «Можно я тебе рот скотчем заклею?» – так много хотел говорить», – с особой теплотой вспоминает Ирина Зайц.

Но бывает и иначе. «Два года работала с ребёнком, а мама всё надеялась, что «в школе научат». Проблема была глубже, требовалась другая образовательная программа и лечение. В итоге – потерянное время и травмирующий опыт», – говорит Анастасия Демидова. Это горькое напоминание: «само» – не стратегия…

Что могут сделать родители уже сегодня

Секрет прост: хотя бы 15-20 минут ежедневно «лицом к лицу». Спросите ребёнка о дне, проговаривайте увиденное по дороге домой: «Это берёза. Посмотри, какая птица. Что она делает?» Играйте вместе – не в телефоне, а в настольные игры, пазлы, стройте башни из кубиков, «уложить куклу спать», покатайте машинку. Занимайтесь спортом: координация и общая моторика – фундамент речи. Не выполняйте молчаливые «пальцем» просьбы – мягко побуждайте произнести: «Скажи, пожалуйста, дай…» Читайте вслух с младенчества, колыбельные и сказки – это наиболее короткий путь для речи и близости.

Праздничные пожелания и планы

К Международному дню логопеда наши собеседницы обращаются к коллегам: «Больше учиться и развиваться – дети сегодня сложнее, диагнозы другие, даже чем пять лет назад. Курсы, семинары, обмен опытом с хорошими врачами – это необходимость в нынешней ситуации». Детям они желают больше подвижных игр, рисования и письма. Родителям – увидеть своих детей и подарить им главное: время и внимание.

О мечте на ближайший год специалисты говорят просто: «Нужен дефектолог в штат. Остальное для работы у нас есть», – с улыбкой говорит Анастасия Демидова.

«Речь ребёнка – это не только «красивые звуки». Это его уверенность, дружба, школа и будущее. Чем раньше мы замечаем звоночки и приходим за помощью, тем короче и светлее дорога к словам», – отметила Ирина Зайц. А в детском саду №3 эту дорогу помогают пройти каждый день – терпеливо, профессионально и с верой в ребёнка.

«Если вы заметили у своего малыша описанные признаки, обратитесь за консульта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фоторепортаж

Читайте также

Романтика дорог

  • 04 ноября 2025 15:30

Мы продолжаем рассказывать о людях земли заокской. Сегодня нашим героем стал Иван Иванович Козлов, посвятивший более 45 лет своей жизни «романтике дорог».

Читать далее

От цифр к детским улыбкам

  • 03 ноября 2025 13:04

Мы продолжаем цикл рассказов о людях земли заокской.И сегодня мы расскажем удивительную историю Надежды Константиновны Болдыревой, заведующей Заокским детским садом № 3 комбинированного вида, которая несколько лет назад кардинально сменила профессию, оставив бухгалтерию ради мира детства. Как этот смелый шаг повлиял на её жизнь и на жизнь детского сада – читайте в нашем материале.

Читать далее

От «Океана» к «Алым парусам»

  • 02 ноября 2025 13:55

Школьница из Бутиковской школы выиграла путёвку во ВДЦ «Алые паруса» и скоро отправится на творческую смену в Евпаторию. Редакции нашей газеты удалось пообщаться с Евгенией и узнать подробности этой значимой победы.

Читать далее

Лента новостей

Культурно-просветительский проект «Военная лира» признан лучшим во Всероссийском конкурсе библиотечных проектов «Великая война – Великая Победа. Библиотека как место памяти»
  • 12:44
Оксана Миронова: Тем, кто стоит на нашей защите, важно помогать
  • 12:39
В Ненашевском доме культуры умельцы освоили новую технику создания сувениров
  • 11:59
Ирина Рублевская: Спасибо всем, кто продолжает работать в тылу!
  • 11:38
Заговорить вовремя. Логопеды Детского сада N3 рассказали о тонкостях своей работы
  • 11:20
Тульская область признана «Умным регионом года» за внедрение экосистемы управления на основе данных
  • 11:03
В Тульской области перед судом предстанет жительница Тулы, обвиняемая в покушении на сбыт наркотиков
  • 10:55
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

Стартует юбилейный конкурс «Ростелекома» для региональных ИТ-журналистов и блогеров
  • 11:51 24 октября 2025

2.

«Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье» стали победителями конкурса годовых отчетов Московской биржи
  • 16:33 23 октября 2025

3.

«Тулэнерго» напоминает о необходимости энергосбережения
  • 11:49 24 октября 2025

4.

В поисках системы: «Ростелеком» и музей МХАТ расскажут историю театра в России
  • 13:42 27 октября 2025

5.

Робот — друг человека: чат-бот самостоятельно решает более половины вопросов клиентов «Ростелекома»
  • 12:35 23 октября 2025

© 2024, Сетевое издание "Заокский вестник" (gazeta-zaoksk.ru)
зарегистрировано 15 июля 2021г Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Реестровая запись ЭЛ № ФС77-81485

Учредитель: ГУТО "Информационное агентство "Регион 71"

Главный редактор: Наталья Янисовна Денисова
Наш адрес: 301000, Тульская область, Заокский район, пос.Заокский, ул.Ленина, д.39

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ: Любое использование авторских материалов журналистов "Заокского вестника" в коммерческих целях, включая размещение в сообществах в социальных сетях с целью последующего извлечения той или иной выгоды при использовании информационного контента "Заокского вестника", без письменного согласия редакции категорически запрещено. Любое нарушение данного лицензионного соглашения влечет за собой уголовную ответственность, в соответствии с законом "Об авторских и смежных правах". 12+

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.