Главное
РУВИКИ представила уникальную базу героев страны и обошла Википедию по количеству материалов
Бессмертный полк: герои снова с нами
В день 80-летия со дня Великой Победы, на площади Ленина в Туле состоялся военный парад
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • Регион
    • Наш район
    • ЖКХ
    • Общество
    • Происшествия
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Общество
  3. Он был редким примером огромной всепоглощающей любви. Памяти Глеба Панфилова

Он был редким примером огромной всепоглощающей любви. Памяти Глеба Панфилова

  • 10.09.2023 16:00
Он был редким примером огромной всепоглощающей любви. Памяти Глеба Панфилова
Фото: ИА Регион 71

 Уход Глеба Панфилова - конец целой эпохи в нашем кино, уход классика, одного из самых мощных и умных талантов. Режиссер Глеб Панфилов скончался в возрасте 89 лет.

Он учился в Уральском политехническом (в дальнейшем Федеральный университет имени Бориса Ельцина), там в любительской киностудии делал первые шаги в кинорежиссуре - сначала документальной: снимал "комсомольские" фильмы типа "Народная милиция", "Вставай в наш строй". Потом на Свердловской телестудии поставил свой дебютный игровой получасовой фильм "Дело Курта Клаузевица" из времен Великой Отечественной, где в роли пленного немца впервые снял в кино актера Свердловского театра драмы Анатолия Солоницына - именно там молодого артиста увидел Андрей Тарковский и взял на роль Рублева.

Глеб Панфилов был упрям и настойчив, но не самонадеян, он уже тогда проявлял черты перфекциониста. Свой сценарий "В огне брода нет" он десятки раз выверял, переписывал и шлифовал, в конце концов повез в Москву и пробился к крупнейшему нашему драматургу Евгению Габриловичу, чтобы тот дал не только благословение, но и помог довести идею до ума. В титрах фильма стоят два имени: Габрилович и Панфилов. Потом очень долго искал актрису на главную роль. И когда нашел Инну Чурикову - нашел и свой идеал. Возникший творческий союз сохранился на всю жизнь, стал союзом семейным, а Чурикова из исполнительницы второстепенных тюзовских ролей стала великой актрисой, звездой театра и кино, одной из уникальных фигур нашего искусства.

 
В режиссуре он работал всегда на редкость обстоятельно, уверенно и точно, и уже с первого большого фильма стало ясно, какого масштаба пришел художник. Вторая картина - "Начало" - была, в сущности, заявкой на фильм о Жанне д Арк: героиня фильма, фабричная девчонка (так поначалу назывался сценарий), мечтала стать актрисой и самозабвенно играла в самодеятельности Бабу-ягу. Ее увидел на сцене молодой амбициозный кинорежиссер и стал пробовать на роль французской национальной иконы. Развернутые сцены из его "фильма" уже доказывали, какой Жанной д Арк могла бы стать Чурикова, и Панфилов долго пробивал свой сценарий - снять картину не дали: зачем советскому зрителю какая-то француженка!

Зато "Начало" и для Панфилова, и для Чуриковой стало звездным часом: лирико-комедийная картина вошла в число самых любимых у зрителей, Чурикова сразу стала популярна, Панфилов прочно вошел в ряд главных надежд нашего кино.

Уже с первого его большого фильма стало ясно, какого масштаба пришел художник
Успех был закреплен следующим фильмом "Прошу слова". Панфилова давно интересовал феномен советской женщины - наследницы той, некрасовской, что "коня на скаку остановит". Новая героиня Чуриковой - председатель горисполкома небольшого города, деловая женщина советского образца. Толчком к созданию картины послужил поразивший Панфилова случай: высокопоставленная чиновница потеряла сына, но наутро уже была на своем рабочем месте. Елизавета Уварова из фильма тренирует глаз в тире, а выдержку - на муже, подчиненных и начальстве. Она мечтает осчастливить город строительством нового моста и пытается пробить проект у высокого руководства. Она одержима государственными заботами точно так же, как ее предшественница, "простая русская баба, мужем битая" из родственного фильма "Член правительства" - героиня Чуриковой словно продолжала характер героини Марецкой в новое время и в условиях "развитого социализма".

Панфилов уже здесь доказал свое умение идти по лезвию бритвы так уверенно, словно он шагает по светлой дороге в коммунистическое завтра. В фильме было дыхание самой жизни, но ироничный взгляд автора предлагал зрителю отстраниться от привычных будней, увидеть их заново, поверить их нормальной человеческой логикой - и "планов громадье" не выдерживало такого экзамена, казалось мелкотравчатым. Оно было бы забавным, если бы мы не жили внутри такого муравейника, где все раз и навсегда отрегулировано и все мечты ограничиваются мостом, который никогда не построят.

Сценарий следующего фильма "Тема" Панфилов написал в содружестве с молодым драматургом Александром Червинским. Михаил Ульянов в роли маститого писателя - опять-таки сугубо советского образца, всю жизнь писавшего очень правильные, а потому и хорошо издавшиеся романы, - отправлялся в провинцию "изучать жизнь". И там сталкивался с явлениями, которые решительно не мог понять. Впервые в нашем кино зазвучали такие слова, как диссидент, как эмиграция. Впервые неудовлетворенность какими-то серьезными человеческими изъянами в советской системе выливалась в трагическое решение расстаться с родиной, начав жизнь с нуля. Это был самый сложный фильм Панфилова, его новый взлет как художника и мыслителя.

КИНОКРАТИЯКарен Шахназаров о Глебе Панфилове: Он был настоящим классиком
В поисках ответов на мучившие его вопросы он обратился к литературе - Александру Вампилову ("Валентина"), Максиму Горькому ("Васса", "Мать"). Фильму "Мать" не повезло: он вышел в переломные для страны годы перестройки и распада СССР, когда публике было уже не до кино. Картину очень мало кто видел, и Панфилов с энтузиазмом принял мое предложение не только возглавить новорожденный Уралкинофест в качестве президента, но и устроить там вторую премьеру его "Матери" - прием у публики был фантастический, в городе своей юности мастер получил наконец достойный фильма отклик.

Его многое тревожило из впечатлений той уже далекой юности. Например, он рассказывал, как бегал с друзьями к печально знаменитому дому Ипатьева на Площади народной мести, где был расстрелян последний русский император с семьей. Как в черных проемах окон ему чудились тени убитых. Воспоминания эти послужили толчком к созданию фильма "Романовы: венценосная семья" - масштабной киноэпопее, показавшей трагедию не властителя, а человека. С течением времени обнажилась, стала очевидной определенная идеализация Николая II, но в год выхода фильм сокрушал мощностью искреннего сочувствия, циклопической картиной смертельной схватки света и тьмы, цивилизации и наступавшей дикости.

В "новой России" Панфилов увлекся театром. Снял фильм по знаменитой пьесе Островского "Без вины виноватые", поставил в Ленкоме спектакли с Инной Чуриковой "Гамлет", "Аквитанская львица", "Аудиенцию" в Театре Наций, где Чурикова блестяще сыграла королеву Великобритании Елизавету II.

Панфилов и Чурикова были неотделимы на протяжении многих десятилетий. Его любовь была горячей и крепкой, он любовно взращивал ее талант, открывая для себя и для нас все новые его грани. Это был пример верности с большой буквы, когда друг без друга нет ни творчества, ни самой жизни.


Вероятно, поэтому он пережил любимую женщину и гениальную актрису только на семь месяцев...

P.S. Для меня лично уход Глеба Панфилова - потеря друга юности, одного из тех, за жизнью и творческой эволюцией которого я следил с восторгом, ощущая "счастье, когда тебя понимают". Встретившись впервые в стенах Свердловского телевидения, где он снимал свою первую картину, мы в дальнейшем виделись редко - только для интервью, в которых он мне никогда не отказывал, неизменно возвращаясь в годы своей юности, к театрам и актерам, на которых мы оба росли и которыми оба восхищались. Своего кумира тех лет - артиста Свердловской музкомедии Анатолия Маренича - он даже снял в одной из ролей фильма "В огне брода нет", мой товарищ по музыкальной школе Вадим Биберган стал постоянным композитором его фильмов.

Это был прекрасный человек и большой, чуткий художник. Это был редкий пример огромной, на всю жизнь, всепоглощающей любви.

 

https://rg.ru/2023/08/27/on-byl-redkim-primerom-ogromnoj-vsepogloshchaiushchej-liubvi-pamiati-gleba-panfilova.html

Читайте также

РУВИКИ представила уникальную базу героев страны и обошла Википедию по количеству материалов

  • 09 мая 2025 12:35

Интернет-энциклопедия РУВИКИ представила уникальную для России базу героев нашей страны. В проекте «Наши герои - наша история» собрано более четырнадцати тысяч биографий героев СССР и России. При этом у пользователей сохраняется возможность написать о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, сообщил генеральный директор РУВИКИ Владимир Медейко.

Читать далее

Бессмертный полк: герои снова с нами

  • 09 мая 2025 12:00

В этом году наша страна отметила 80-летие Великой Победы. В честь подвига тех, кто защитил Родину, прошла всероссийская акция «Бессмертный полк России онлайн». Дети, внуки, правнуки фронтовиков и тружеников тыла отправили фотографии своих героических предков, чтобы почтить их память. Эти фотографии не просто архив. Это живая связь поколений и благодарность, которую невозможно измерить.

Читать далее

В день 80-летия со дня Великой Победы, на площади Ленина в Туле состоялся военный парад

  • 09 мая 2025 11:15

Командовал парадом временно исполняющий обязанности заместителя командира 106-й гвардейской воздушно-десантной Тульской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии гвардии подполковник Евгений Ирьянов. Принимал парад временно исполняющий обязанности командира 106-й гвардейской воздушно-десантной Тульской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии гвардии полковник Роман Муравьев.

Читать далее

Лента новостей

РУВИКИ представила уникальную базу героев страны и обошла Википедию по количеству материалов
  • 12:35
Бессмертный полк: герои снова с нами
  • 12:00
В день 80-летия со дня Великой Победы, на площади Ленина в Туле состоялся военный парад
  • 11:15
Сенатор РФ Николай Воробьев поздравил жителей региона с Днем Победы
  • 10:30
Сенатор РФ Михаил Борщев поздравляет жителей региона с Днем Победы
  • 09:30
Андрей Дубровский поздравил туляков с Днем Победы
  • 09:00
Дмитрий Миляев поздравил жителей региона с юбилеем Победы
  • 08:30
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

Верхнее Романово присоединилось к месячнику чистоты
  • 14:30 09 апреля 2025

2.

Заокский отель попал в ТОП-5 pet-friendly гостиниц страны по версии Роскачества
  • 15:30 14 апреля 2025

3.

В Заокском районе прошёл День призывника
  • 14:30 17 апреля 2025

4.

Заокский район принял участие в патриотическом флешмобе «Знамя Победы»
  • 16:30 17 апреля 2025

5.

Заокчане выйдут на общеобластной субботник 26 апреля
  • 10:45 11 апреля 2025

 

© 2024, Сетевое издание "Заокский вестник" (gazeta-zaoksk.ru)
зарегистрировано 15 июля 2021г Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Реестровая запись ЭЛ № ФС77-81485

Учредитель: ГУТО "Информационное агентство "Регион 71"

И.о. главного редактора - Елизавета Николаевна Купченко
Наш адрес: 301000, Тульская область, Заокский район, пос.Заокский, ул.Ленина, д.39

ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ: Любое использование авторских материалов журналистов "Заокского вестника" в коммерческих целях, включая размещение в сообществах в социальных сетях с целью последующего извлечения той или иной выгоды при использовании информационного контента "Заокского вестника", без письменного согласия редакции категорически запрещено. Любое нарушение данного лицензионного соглашения влечет за собой уголовную ответственность, в соответствии с законом "Об авторских и смежных правах". 12+

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.