Все на конкурс «Это у нас семейное»!
Раскрыть потенциал своей семьи можно в конкурсе «Это у нас семейное». За ваши домашние вечера, традиции и увлечения можно выиграть большое семейное путешествие, или 5 млн рублей на улучшение жилищных условий!
Уход Глеба Панфилова - конец целой эпохи в нашем кино, уход классика, одного из самых мощных и умных талантов. Режиссер Глеб Панфилов скончался в возрасте 89 лет.
Он учился в Уральском политехническом (в дальнейшем Федеральный университет имени Бориса Ельцина), там в любительской киностудии делал первые шаги в кинорежиссуре - сначала документальной: снимал "комсомольские" фильмы типа "Народная милиция", "Вставай в наш строй". Потом на Свердловской телестудии поставил свой дебютный игровой получасовой фильм "Дело Курта Клаузевица" из времен Великой Отечественной, где в роли пленного немца впервые снял в кино актера Свердловского театра драмы Анатолия Солоницына - именно там молодого артиста увидел Андрей Тарковский и взял на роль Рублева.
Глеб Панфилов был упрям и настойчив, но не самонадеян, он уже тогда проявлял черты перфекциониста. Свой сценарий "В огне брода нет" он десятки раз выверял, переписывал и шлифовал, в конце концов повез в Москву и пробился к крупнейшему нашему драматургу Евгению Габриловичу, чтобы тот дал не только благословение, но и помог довести идею до ума. В титрах фильма стоят два имени: Габрилович и Панфилов. Потом очень долго искал актрису на главную роль. И когда нашел Инну Чурикову - нашел и свой идеал. Возникший творческий союз сохранился на всю жизнь, стал союзом семейным, а Чурикова из исполнительницы второстепенных тюзовских ролей стала великой актрисой, звездой театра и кино, одной из уникальных фигур нашего искусства.
В режиссуре он работал всегда на редкость обстоятельно, уверенно и точно, и уже с первого большого фильма стало ясно, какого масштаба пришел художник. Вторая картина - "Начало" - была, в сущности, заявкой на фильм о Жанне д Арк: героиня фильма, фабричная девчонка (так поначалу назывался сценарий), мечтала стать актрисой и самозабвенно играла в самодеятельности Бабу-ягу. Ее увидел на сцене молодой амбициозный кинорежиссер и стал пробовать на роль французской национальной иконы. Развернутые сцены из его "фильма" уже доказывали, какой Жанной д Арк могла бы стать Чурикова, и Панфилов долго пробивал свой сценарий - снять картину не дали: зачем советскому зрителю какая-то француженка!
Зато "Начало" и для Панфилова, и для Чуриковой стало звездным часом: лирико-комедийная картина вошла в число самых любимых у зрителей, Чурикова сразу стала популярна, Панфилов прочно вошел в ряд главных надежд нашего кино.
Уже с первого его большого фильма стало ясно, какого масштаба пришел художник
Успех был закреплен следующим фильмом "Прошу слова". Панфилова давно интересовал феномен советской женщины - наследницы той, некрасовской, что "коня на скаку остановит". Новая героиня Чуриковой - председатель горисполкома небольшого города, деловая женщина советского образца. Толчком к созданию картины послужил поразивший Панфилова случай: высокопоставленная чиновница потеряла сына, но наутро уже была на своем рабочем месте. Елизавета Уварова из фильма тренирует глаз в тире, а выдержку - на муже, подчиненных и начальстве. Она мечтает осчастливить город строительством нового моста и пытается пробить проект у высокого руководства. Она одержима государственными заботами точно так же, как ее предшественница, "простая русская баба, мужем битая" из родственного фильма "Член правительства" - героиня Чуриковой словно продолжала характер героини Марецкой в новое время и в условиях "развитого социализма".
Панфилов уже здесь доказал свое умение идти по лезвию бритвы так уверенно, словно он шагает по светлой дороге в коммунистическое завтра. В фильме было дыхание самой жизни, но ироничный взгляд автора предлагал зрителю отстраниться от привычных будней, увидеть их заново, поверить их нормальной человеческой логикой - и "планов громадье" не выдерживало такого экзамена, казалось мелкотравчатым. Оно было бы забавным, если бы мы не жили внутри такого муравейника, где все раз и навсегда отрегулировано и все мечты ограничиваются мостом, который никогда не построят.
Сценарий следующего фильма "Тема" Панфилов написал в содружестве с молодым драматургом Александром Червинским. Михаил Ульянов в роли маститого писателя - опять-таки сугубо советского образца, всю жизнь писавшего очень правильные, а потому и хорошо издавшиеся романы, - отправлялся в провинцию "изучать жизнь". И там сталкивался с явлениями, которые решительно не мог понять. Впервые в нашем кино зазвучали такие слова, как диссидент, как эмиграция. Впервые неудовлетворенность какими-то серьезными человеческими изъянами в советской системе выливалась в трагическое решение расстаться с родиной, начав жизнь с нуля. Это был самый сложный фильм Панфилова, его новый взлет как художника и мыслителя.
КИНОКРАТИЯКарен Шахназаров о Глебе Панфилове: Он был настоящим классиком
В поисках ответов на мучившие его вопросы он обратился к литературе - Александру Вампилову ("Валентина"), Максиму Горькому ("Васса", "Мать"). Фильму "Мать" не повезло: он вышел в переломные для страны годы перестройки и распада СССР, когда публике было уже не до кино. Картину очень мало кто видел, и Панфилов с энтузиазмом принял мое предложение не только возглавить новорожденный Уралкинофест в качестве президента, но и устроить там вторую премьеру его "Матери" - прием у публики был фантастический, в городе своей юности мастер получил наконец достойный фильма отклик.
Его многое тревожило из впечатлений той уже далекой юности. Например, он рассказывал, как бегал с друзьями к печально знаменитому дому Ипатьева на Площади народной мести, где был расстрелян последний русский император с семьей. Как в черных проемах окон ему чудились тени убитых. Воспоминания эти послужили толчком к созданию фильма "Романовы: венценосная семья" - масштабной киноэпопее, показавшей трагедию не властителя, а человека. С течением времени обнажилась, стала очевидной определенная идеализация Николая II, но в год выхода фильм сокрушал мощностью искреннего сочувствия, циклопической картиной смертельной схватки света и тьмы, цивилизации и наступавшей дикости.
В "новой России" Панфилов увлекся театром. Снял фильм по знаменитой пьесе Островского "Без вины виноватые", поставил в Ленкоме спектакли с Инной Чуриковой "Гамлет", "Аквитанская львица", "Аудиенцию" в Театре Наций, где Чурикова блестяще сыграла королеву Великобритании Елизавету II.
Панфилов и Чурикова были неотделимы на протяжении многих десятилетий. Его любовь была горячей и крепкой, он любовно взращивал ее талант, открывая для себя и для нас все новые его грани. Это был пример верности с большой буквы, когда друг без друга нет ни творчества, ни самой жизни.
Вероятно, поэтому он пережил любимую женщину и гениальную актрису только на семь месяцев...
P.S. Для меня лично уход Глеба Панфилова - потеря друга юности, одного из тех, за жизнью и творческой эволюцией которого я следил с восторгом, ощущая "счастье, когда тебя понимают". Встретившись впервые в стенах Свердловского телевидения, где он снимал свою первую картину, мы в дальнейшем виделись редко - только для интервью, в которых он мне никогда не отказывал, неизменно возвращаясь в годы своей юности, к театрам и актерам, на которых мы оба росли и которыми оба восхищались. Своего кумира тех лет - артиста Свердловской музкомедии Анатолия Маренича - он даже снял в одной из ролей фильма "В огне брода нет", мой товарищ по музыкальной школе Вадим Биберган стал постоянным композитором его фильмов.
Это был прекрасный человек и большой, чуткий художник. Это был редкий пример огромной, на всю жизнь, всепоглощающей любви.
https://rg.ru/2023/08/27/on-byl-redkim-primerom-ogromnoj-vsepogloshchaiushchej-liubvi-pamiati-gleba-panfilova.html
Раскрыть потенциал своей семьи можно в конкурсе «Это у нас семейное». За ваши домашние вечера, традиции и увлечения можно выиграть большое семейное путешествие, или 5 млн рублей на улучшение жилищных условий!
Прокуратура Одоевского района восстановила права 20-летней жительницы посёлка Одоев, оставшейся без попечения родителей. Девушка имела право на предоставление благоустроенного жилья, однако после совершеннолетия квартира ей выделена не была
По иску прокуратуры Привокзального района г. Тулы суд обязал индивидуального предпринимателя устранить нарушения при эксплуатации игрового оборудования в парке активного отдыха «Джунгли Парк».
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.